Наверх
Семья и дети

Нормы развития речи у детей

Нормы развития речи у детейДетские специалисты считают, что развитие речи у детей начинается прямо с момента рождения. Этот период является подготовительным и предшествует тому моменту, когда ребенок начинает произносить первые слова. Это т.н. доречевое развитие малыша.

Существуют общие нормы развития речи у детей, когда к определенному периоду жизни малыш начинает произносить определенные звуки и слова. При этом возможны некоторые временные отклонения в ту или иную сторону.

Но если к окончанию определенного периода жизни ребенка так и не научится конкретным речевым навыкам, то можно предполагать некоторую задержку речевого развития. Такая ситуация требует обращения к специалистам.

Рассмотрим основные периоды жизни детей, в которые они учатся говорить.

Нормы развития речи у детей

В 2-3 месяца малыш начинает «гулить», т.е. произносить звуки «гу», «агу», «гы», «аа» и другие. В этом же возрасте ребенок уже умеет активно взаимодействовать с взрослыми людьми в эмоциональной сфере: улыбается и другими способами контактирует с ними.

Отсутствие в этом возрасте эмоциональной и речевой реакции на общение может быть показателем задержки психического и доречевого развития малыша.

В 4-5 месяцев краткое ситуативное «гуление» перерастает в певучее «гуление»: ребенок уже не просто произносит доступные звуки, но может долго их воспроизводить.

К 9-месячному возрасту ребенок уже обычно много лепечет по-своему, сопровождая свои движения звуками. В этом же возрасте малыш уже способен на несложные игры с взрослыми типа «ладушек» и других.

К 12 месяцам малыш должен правильно понимать значение слова «нельзя», знать названия основных окружающих предметов, уметь показывать несколько частей тела.

В полтора-два года ребенок уже должен уметь строить простые фразы и предложения типа «мама дай» и подобных.

С возраста двух лет речь детей начинает стремительно развиваться. Особенные изменения претерпевает словарный запас.

В 2 года запас слов ребенка колеблется около отметки в 50 знакомых слов.

В 3 года ребенок уже умеет оперировать не менее чем 100 словами.

К 4-м года нарастает речевой прорыв, словарный запас насчитывает уже около 2000 слов и продолжает расти. При этом в данном возрасте еще допускается нечеткое произношение некоторых звуков, а букву «р» многие дети разучивают лишь к 5 годам и даже старше.

В любом случае, специалисты утверждают, что нормально развивающийся в речевом отношении ребенок к 6-ти летнему возрасту должен полностью избавиться от всех речевых недостатков. Если это не так, то можно говорить о нарушениях или задержке речевого развития.

Нарушения речевого развития могут быть частью какого-то другого серьезного заболевания. Поэтому в такой ситуации ребенку нужно не только пройти консультацию специалиста-логопеда, но и других врачей.

Более подробно о нарушениях  речевого развития и возможных способах их коррекции мы поговорим в следующей статье.

Понравилось? Поделитесь!

Написать ответ