Наверх
Приключения Киры

Кира 1. Первая помощь при утоплении

(Кира узнает о том, оказывать первую помощь при утоплении).

Прошло уже целых три дня, как Кира и ее родители приехали отдыхать на море. Погода была прекрасная: с утра до вечера светило солнце, ветра, а соответственно, и сильных волн не было, а температура воздуха колебалась в районе 26 градусов. Не погода, а благодать.
Но Кира скучала.
Всё, что можно было исследовать, она исследовала уже в первый же день. Территория отеля была небольшая, но очень зеленая. Как ей понравилось бродить среди оливковых деревьев и акаций, в перерывах между купаниями! Но хотелось чего-то более интересного. Поехать вглубь острова, полазать по древним развалинам, сделать интересные фотографии с вершин холмов.
Однако папа сразу поставил условие: Первые три дня его не трогать. Он будет отсыпаться за прошедший год.

Кире с мамой пришлось подчиниться. Тем более что вглубь острова можно попасть лишь на машине, а водил ее в семье только папа.
Поэтому и Кира, и папа, и мама лежали в шезлонгах на берегу моря и отдыхали. Папа дремал, мама читала очередную книжку, Кира сходила с ума от скуки.
— Мама, можно мне еще сходить поплавать? – спросила Кира.
— Нельзя, — ответила мама. – Ты только что купалась. Теперь лежи, грейся.
— Мне не холодно, — заныла Кира. – Я устала лежать, и мне нечего делать.
— Смотри на море, — опять ответила мама, не отрываясь от книги. – Посмотри, как там интересно.
— Что интересно-то? — закапризничала Кира. – Все купаются, а мне нельзя. Можно я хотя бы у берега в воде поброжу?
— Ладно, — согласилась мама. – Только глубоко не заходи.
Кира с радостью кинулась в море. И, конечно, сразу же зашла далеко. Но мама бдела.
— Куда? — закричала она, вскакивая с шезлонга. – Ну-ка, давай назад. Вот здесь ходи.
Она указала на узкую полосу воды, по которой с шипением то накатывала, то отступала пена воды.
Вдруг мама напряглась, взгляд ее устремился вдаль.
— Саша! — крикнула она, и, стремительно пробежав мимо Киры, бросилась в воду. Мощными гребками она поплыла по направлению к человеку, голова которого то исчезала, то появлялась на поверхности воды совсем близко от берега.
Разбуженный папа некоторое время не мог понять, где он находится, но вскоре всё понял и рванул за мамой. На берегу из всей семьи осталась лишь Кира, у которой хватило ума не присоединяться к родителями.
Вообще-то Кира была сообразительной девочкой, но у нее заняло какое-то время, чтобы осознать, что мама и папа кинулись спасать тонущего человека. Мама прекрасно плавала, но вытащить человека из воды у нее, скорее всего, не получилось бы. Помощь папы была кстати.
Уже побежали за врачами, а некоторые из отдыхающих, понявшие, что случилось, как могли помогали доставать тонущего человека из воды. Никто не слышал ни криков о помощи, ни каких-то знаков, подаваемых тонущим перед этим. Странно, как это мама сообразила, в чем дело. Кира решила потом узнать у мамы.
Но пока молодого мужчину сообща вытащили из воды. Медики еще не подбежали, и почти никто не знал, что делать. Но только не Кирин папа. Ему, как врачу по специальности, не нужно было задумываться о своих действиях, и Кира ощутила прилив гордости за отца. Правда, он очень быстро прошел, потому что Кира во все глаза наблюдала за папиными действиями.
— Кожа синяя, — крикнул папа. – Быстро, переворачиваем его.
Вместе с другими людьми, папа перевернул утонувшего мужчину на живот и положил себе на колено. Затем оттянул нижнюю челюсть и засунул два пальца глубоко в рот.
Прошло несколько томительных секунд, и вдруг послышалось характерный звук «ээ», и изо рта молодого человека хлынул поток воды. Затем еще и еще, а вскоре он резко вздохнул, закашлялся, и опять полилась вода.
— Живой, успели, — походя к Кире, сказала мама. – Хорошо, что заметили.
— А как ты поняла, что он тонет? – спросила Кира. – Он ведь даже не кричал.
— Это только в кино кричат и машут руками, когда тонут, — ответила мама. – В настоящей жизни человек тонет обычно молча, даже руками не может махать, потому что гребет ими, боится вынуть из воды.
— А как тогда понять, что он тонет, а не просто барахтается в воде? – удивилась Кира. – Я люблю то нырнуть, то вынырнуть. Вдруг меня тоже примут за тонущую?
— У тонущего человека на лице страх и ужас, глаза безумные. Он погружается, а когда выныривает, судорожно глотает. Чуть руку поднимет, и опять погружается. Поэтому не может махать. И кричать не может, потому что едва успевает воздуха глотнуть, перед погружением.
— И ты всё это увидела? – опять спросила Кира.
— И увидела, и поняла, — ответила мама. – Да, и лучше уж ошибиться, чем ничего не сделать, а человек утонет. Ну, как?
Это вопрос она адресовала подходившему папе. Молодой человек уже пришел в себя и лежал на песке, а около него суетились подбежавшие.
— Вовремя ты, — ответил папа. – Еще пара минут, и нужно было бы делать искусственное дыхание. Весь синий был.
— А что значит синий? – поинтересовалась Кира. Она действительно заметила, что кожа у молодого человека была совсем синей, когда его достали из воды.
Папа начал рассказывать.
— Когда человек тонет, он может стать синим или бледным. Все зависит от того, как он утонул.
Если, например, свело ногу или вдруг закончились силы, или наглотался воды, то такой человек до последнего борется за жизнь. Задерживает дыхание, сколько может, старается глотнуть воздух, когда появляется на поверхности. Поэтому, кстати, и крикнуть не может.
— Я уже ей объяснила, — встряла мама.
Папа кивнул и продолжил.
— Когда кислород прекращает поступать в мозг, то возникает гипоксия – состояние недостатка кислорода. В таком состоянии человек теряет сознание, и наглатывается воды. Вода проникает и в желудок, и в легкие. Оттуда вода проникает уже в кровь, разжижая ее. Такая кровь легко просачивается сквозь стенки сосудов, поэтому кожа синеет.
Сердце у человека с разжиженной кровью не справляется с работой из-за недостатка кислорода в крови и перестает работать.
Из-за проникновения воды в легкие, там образуется пена, которая препятствует газообмену. Т.е. кислород не проникает извне, а углекислый газ не удаляется. Сами легкие отекают, а в мозге, лишенном доступа кислорода всего на несколько минут, могут начаться необратимые последствия.
— Что же делать?- спросила Кира. Она ужасно испугалась за молодого человека. Вдруг у него уже начались необратимые изменения в мозге.
— Необходимо как можно быстрее освободить желудок и легкие от воды, чтобы он начал дышать, и чтобы кислород восстановил газообмен в организме. Для этого мы и перевернули его вниз лицом, положили мне на колено и вызвали рвоту. Хорошо, что рвота началась.
— А если бы не началась?
— Тогда нужно было бы срочно делать искусственное дыхание. Это бы означало, что вся вода уже впиталась в кровь. Мы бы делали искусственное дыхание до тех пор, пока не подоспела бы квалифицированная медицинская помощь. С помощью искусственного дыхания можно поддерживать человека долгое время.
— Подожди, — сказала мама. – Ты еще говорил, что утопший может быть бледным.
Видимо, и мама не всё знает, подумала Кира, но вслух не сказала. Она всё равно считала маму замечательной. Это она спасла человека из воды.
— Не утопший, а утонувший. Но это не важно. Да, может быть и бледный. Это когда он уже потерял сознание, перед тем, как утонуть. Например, нырнул и ударился головой, или перегрелся или еще как. В общем, в случае потери сознания не во время утопления, а до этого, он не успевает наглотаться много воды, и она почти не проникает в кровоток. У такого человека останавливаются и дыхание, и сердце. Но он не глотает воду. Поэтому, и кожа просто бледнее, кислорода нет.
— Вот если, — продолжил папа, опять занимая место на лежаке, — такого человека вытащить в течение 5 минут и начать делать искусственное дыхание, то есть все шансы сохранить и нормальную работу мозга, и вернуть его к жизни. Тут не нужно воду удалять из желудка и легких. Там еще и мозг охлаждается, так что даже и больше 5 минут может пройти, а с мозгом всё будет в порядке. Но это при условии своевременного искусственного дыхания.
— И обязательно вызвать медицинскую помощь, — папа поднял указательный палец вверх и покачал им.
Затем откинулся на спинку лежака и закрыл глаза. Мама присела рядом и начала мазаться кремом от солнца.
А Кира постаралась хорошенько запомнить всё, что она видела и слышала, и пообещала себе непременно научиться делать искусственное дыхание. Вдруг пригодится.

Понравилось? Поделитесь!

1 комментарий Начните обсуждение.

  1. Денис Стаценко 17.07.2014 at 08:19 - Reply

    Мне с другом тоже когда-то приходилось спасать тонущего человека. Это была полная женщина, которая в панике чуть не потопила нас. Но все обошлось. Мы вовремя подоспели. Так что, к счастью, искусственного дыхания делать не пришлось.

Написать ответ